Потребительство

Неужели потребительство — это действительно очень плохо?

Мы все — потребители. Нам нужно потреблять, чтобы выжить. Если бы мы не были таковыми, наша глобальная экономическая система могла бы рухнуть, и апокалиптические сценарии голливудского типа, вероятно, начали бы разыгрываться. 

С незапамятных времен обмен товарами для удовлетворения потребностей был основополагающим элементом любой здоровой экономической системы. За последние несколько столетий эти системы стали намного крупнее и сложнее, но их сущность не изменилась. 

И все-таки что это?

В наших все более сложных экономических системах все потребности удовлетворяются. Но сколько же мы приобретаем продуктов, которые нам в принципе не нужны, а сколько тех, которые приносят вред или попросту излишни, особенно если вспомнить тех людей, которым не хватает денег на продукты первой необходимости? 

Справедливо будет сказать, что в мире 21-го века доминирует консюмеризм: не потребление как часть жизни, а потребление как смысл жизни, или как минимум большая ее часть. Как говорится, не есть, чтобы жить, а жить, чтобы есть. 

Как правило, мы признаем на каком-то уровне, что лучше это время и средства потратить на что-то более полезное, чем потребительство (имеется ввиду приобретение не очень нужных товаров, зачастую излишних развлечений и бесконечных шопингов). Но поскольку потребительские установки и привычки настолько въелись в нашу культуру и постоянно подкрепляются постоянными маркетинговыми сообщениями (рекламой, например), что трудно даже осознать проблему, прийти к необходимости борьбы с ней, начать «плыть против течения». 

Потребительство: побочные эффекты могут включать в себя… 

Одна реальность, которая может начать отрезвлять нас, — это осознание того, как много мы уже имеем по сравнению с остальным миром: 

По сравнению с остальным миром, мы достаточно богаты. Например, в Америке 56% более-менее состоятельных людей, хотя мы по расхожему мнению считаем, что мы (страны СНГ) живем достаточно бедно, но это далеко не так. По сравнению со странами Африки, некоторыми странами Азии и Восточной Европы мы живем неплохо, у большинства населения есть постоянный доступ к товарам первой необходимости, так же есть большая прослойка людей среднего класса и состоятельных. Поэтому проблема потребительства есть и у нас. 

Более того, зачастую именно низкая стоимость рабочей силы во многих других странах позволяет нам иметь так много товаров, доступных нам по ценам, которые мы можем себе позволить. Может быть, наш комфорт—и наша привычка потреблять —построены на спинах других людей, которые борются за выживание? 

Этот вопрос легко игнорировать или даже никогда не задавать, потому что люди, производящие многие из наших товаров, находятся так далеко от нас, географически и культурно. Мы не встречаемся с ними и не общаемся с ними. И это еще больше затрудняет виденье проблемы до такой степени, что люди даже не думают исправлять ситуацию и как-то бороться. 

Когда мы не знаем людей, которые эти товары производят, и каким образом они их производят, в каких условиях, это тоже позволяет нам их покупать не задумываясь. Из-за этого у нас слишком много отходов, и мы требуем экологичные, безотходные, а главное дешевые товары. В результате, мы не только загрязняем окружающую среду, но и по сути грабим, точнее помогаем грабить совсем бедные страны. Как показывает школа жизни, благодаря этому, в таких странах обогащаются небольшие группы людей и богатые кланы, они же держат всех людей в нищете, обладая неограниченной властью. 

Но наши покупательские привычки обычно вращаются вокруг нас одних. Они не имеют ничего общего с людьми, которые делают то, что мы покупаем, или с ресурсами, которые идут на эти продукты. Ловкий маркетинг узаконил наше эгоцентрическое мышление: «Мы должны иметь то, что мы хотим, мы этого хотим по той цене, которую мы хотим сейчас».  

«В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить».  

(Оскар Уайльд)

Как люди, живущие в потребительской культуре, которая привязана к глобальной экономике, мы являемся частью системы. Не все негативные последствия потребительства являются нашей виной, но как обладатели столь большого богатства, мы также не совсем невинны. Устойчивые и справедливые торговые движения достойны восхищения и, безусловно, оказывают влияние. Но их влияние невелико по сравнению с размером потребительского двигателя, который одновременно вредит людям на другой стороне земного шара и некоторым очень интимным частям нашего собственного «я». 

Распутывая паутину и заново открывая то, что важно.

По самой своей сути потребительство питается нашим желанием иметь счастье, удовлетворенность, самореализацию и покой в нашей жизни. Ведь это общечеловеческие потребности. 

Мы обычно думаем, что сможем удовлетворить их, добиваясь таких вещей как признание в обществе, статус, много свободного времени, безопасность, деньги, власть, уважение, любовь, секс. И именно здесь врываются бренды, чтобы убедить вас, что их продукты — это первый шаг в цепочке, чтобы принести вам то, что вы действительно хотите, что они помогут вам добиться всего этого. 

Одеколон привлекает женщину, женщина дает секс, секс приносит удовлетворение. Брендовый кофе позволяет вам войти в общество любителей кофе, получить их признание, что способствует вашей самореализации. 

Безопасный автомобиль гарантирует безопасность, безопасность приносит мир. 

Кухонный гаджет экономит время, дополнительное время — это конечно же спокойное и мирное утро без суматохи. 

Никто не должен объяснять нам это; мы видим это по сто раз на день и буквально везде, особенно в интернете. Но люди не сразу понимают, что все эти вещи не гарантируют конечный результат, это только промежуточные этапы, и если использовать только их для достижения целей, то все дело быстро заглохнет. С помощью только одних этих товаров счастья не добиться, я имею ввиду настоящего, постоянного счастья. 

Библия также говорит нам, что счастье через потребление — это заблуждение. Сам Иисус опровергает это представление несколькими способами. 

С собой вы все это не заберете.

Иисус в своей притче рассказывает об одном богатом человеке, который скопил много зерна и другого имущества и надеялся. что ему хватит на всю жизнь до конца смерти, но все пошло совсем не так, как он планировал (Луки 12:16-21). Иисус доносит до нас простую мысль, что вы не должны всецело надеяться только на свое имущество и состояние. Они как приходят, так и уходят, они не долговечны. И то, что сегодня приносит пользу и наслаждение, завтра может исчезнуть, сломаться, потеряться и т.д. 

Вещи предназначены для использования, а не для накопления.

Иисус также превозносит те вещи, которые в нашей культуре и нашем мире не пользуются популярностью. То, что Он говорит, не соотносится с современными понятиями о статусе и важности. Он постоянно призывает свой народ быть «смиренным» (Луки 14:8-11, Иакова 4:10) и стремиться быть «наименьшим» (Луки 9:48, Иоанна 13:14). Согласно Иисусу, быть влиятельным и могущественным — в том смысле, что может принести пользу — это значит быть продуктивным и делать добро с тем, что у нас есть, независимо от того, насколько большой или маленькой наша «куча вещей» выглядит для наших сверстников (Матфея 25:14-30).

Более того, Бог потрясает наше традиционное понимание экономики, когда призывает нас быть щедрыми. Будь то много (1 Тимофею 6:17-19) или мало (Луки 21:1-4).

Иисус говорит: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенную, нагнетенную и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится вам» (Луки 6:38). 

 Жизнь людей с великодушными сердцами наполнена радостью — Бог называет ее «истинной жизнью» (1Тимофею 6:19).

Это не только христианская концепция, но и подтверждается культурными экспериментами и жизненным опытом. Совпадают ли Его слова о трате денег на себя и других людей с вашим собственным опытом? 

Итак, когда же нам всего станет хватать? (А что, если это нам уже всего хватает?) 

Библия говорит нам, что истина заключается в том, что для полного удовлетворения и счастья нам нужно совсем немного, наши реальные потребности ограничены (1 Тимофею 6:6-8). Всего, что мы имеем, особенно в наше современное время, вполне достаточно. Павел, важная фигура в раннехристианской церкви, усиливает это мышление в своем послании к жителям города Филиппы: 

“Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». (Филиппийцам 4: 10-14)

Павел говорит: «У меня нет ощущения, что лично мне что-то нужно. Я уже научился быть довольным при любых обстоятельствах. И моя связь с Иисусом помогает мне делать это». 

Пожалуйста, не поймите меня превратно. Христиане не верят, что Бог не хочет, чтобы мы наслаждались и удовлетворяли свои желания и потребности. Напротив, мы знаем, что Бог действительно заботится о наших физических и эмоциональных потребностях (Лука 4:18). И Библия недвусмысленно призывает всех нас быть теми, кто обеспечивает каждому человеку его основные потребности (Матфея 25:35). 

Павел говорит, что даже если его воспринимаемая потребность будет иной, он научится быть довольным тому, что у него есть; он будет верить, что его Бог знает, и знает лучше, чем кто-либо, что этого достаточно для него. 

Что делать, если вы сделали сознательный выбор, чтобы принять позицию: «то, что у меня есть, вполне достаточно для меня”? Серьезно, подумайте об этом на секунду. Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы честно смотрели на свое имущество именно так? 

Любой может выбрать жить с таким отношением или нет. Но мы верим, что христианам будет немного легче придерживаться этого принципа, потому что у нас есть Бог, который обещал обеспечить нас. Так что страх дефицита не должен возникать и заставлять нас снова начинать копить. А часто ли это бывает? Конечно. Но в этом и нет необходимости. Мы верим, что Бог всегда дает нам то, в чем мы действительно нуждаемся, как материально, так и духовно. У нас всего достаточно. Вера в то, что того, что у вас есть, достаточно, позволяет разорвать порочный круг потребительства. 

Сдавайся — такого не будет.

То есть долгосрочного удовлетворения или счастья от материальных благ. Библия говорит, что единственный способ добиться и достичь этого — это иметь отношения с Богом (Матфея 6:33), а также сосредоточиться на здоровых отношениях с людьми и природой. Многие из нас открыли для себя радость крепкой личной дружбы, а также связь с природой. Но без связи с Иисусом вы упустили более глубокий уровень цели и исполнения — даже счастья. 

Подумайте об этом. Если христианский Бог действительно создал и продолжает управлять Вселенной, то отношения с ним -это одна из самых важных вещей, для которых вы были созданы. По крайней мере, стоит попробовать. 

Будьте бескорыстным потребителем

К счастью, существует много культурных тенденций, которые поощряются для борьбы с негативным воздействием потребительства. Поощрение участия и ответственности перед нашими местными общинами, оказание чрезвычайной гуманитарной помощи, создание достойных возможностей для работы и т.д. — все это достойные восхищения примеры. 

Остановит ли это человеческую склонность к материальным благам? Без Иисуса мы не верим, что это произойдет. Мы живем в мире, который еще не был полностью обновлен и восстановлен Богом, поэтому христиане также продолжают бороться с этим. Но усилия по борьбе с «эгоизмом» в потребительстве должны быть поддержаны и одобрены. 

Библия действительно побуждает нас вкладывать деньги в радости простой жизни, создавать вещи с нуля, взаимодействовать с людьми, защищать нашу окружающую среду и щедро жертвовать. Эта деятельность принесет нам значительно больше удовлетворения, чем потребительство. 

Мы не предполагаем, что монашеская жизнь или отказ от роли потребителя — это решение проблемы. Библия поддерживает экономическое участие для блага нашего ближнего (Ефесянам 4:28) и то, что мы должны делать, чтобы получать заработную плату (2 Фессалоникийцам 3:10).

Стремление человека создать более благоприятные условия стимулировало невероятные открытия, улучшение здравоохранения и уровня жизни, а также некоторые удивительные изобретения. 

Что это значит в глобальном масштабе?

Обращение к потребительству может начинаться с отношения в наших сердцах и распространяться на наши сообщества, но оно также требует от нас учитывать реальные обстоятельства людей во всем мире, которые страдают от наших привычек расходования средств. 

Это совсем не просто. С одной стороны, создает ли наше стремление к потребительским товарам рабочие места для людей, которые в противном случае оказались бы в нищете? С другой стороны, разве это удерживает этих людей на ужасной работе? Мы не экономисты, и Библия также не дает много советов по решению макроэкономических проблем. Но мы знаем, что ничего не можем сделать. Мы не можем игнорировать тот факт, что на реальных людей влияет наш выбор и наша культура. Библия говорит нам “ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Филиппийцам 2:3). Даже с теми “другими «, которых мы никогда не встретим. Они тоже должны быть учтены в наших решениях о покупке. 

Мы можем быть здоровыми потребителями.

Существует напряженность — тонкая грань между отдачей и получением — в нашем поведении как потребителей. Мы можем потреблять товары, но иногда требуются личные жертвы для улучшения нашего местного или глобального сообщества. Христианство предлагает отношения с Богом, инвестиции в людей, а также уважение и защиту природы как лучшее противоядие от потребительства. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *