Война и пацифизм

Война и пацифизм.

Рядом со зданием Организации Объединенных Наций в Нью—Йорке находится знаменитая статуя человека, который перековывает меч – оружие войны в плуг – инструмент мирного земледелия. Эта статуя показывает настроение народа после ужасов Второй мировой войны, в результате которой погибло больше 50 миллионов человек. После всех этих смертей, разве наш мир не может жить в мире?

Но многие извлекли из этой войны совсем другой урок: в жестоком мире нам нужны лучшие солдаты и самое мощное оружие, которое можно купить за деньги. По сей день страны всего мира тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Мы продолжаем производить более мощные «мечи».

Какой правильный вывод из этого урока? Должны ли мы навсегда попрощаться с войной или должны признать, что война неизбежна, и быть готовыми к ней?

 

Война: для кого она нужна?

Война-это всегда трагедия. Независимо от того, насколько славными или гламурными кажутся фильмы, ветераны и выжившие солдаты являются живым свидетельством об ужасе, который война несёт людям и планете. Поля и леса наполняются дымом, зловонием и смертью. Неразорвавшиеся бомбы и оставшиеся мины убивают и калечат десятилетия после окончания войны. Некоторые тела уничтожаются, другие остаются искалеченными до неузнаваемости.

На уровне отношений война мешает нам видеть таких же как мы людей в наших врагах. В военное время очень часто народы используют уничижительные названия для вражеского народа или проводят разжигающую ненависть пропаганду, чтобы заставить своих граждан презирать и не доверять своим врагам. Нации и лидеры делают это, чтобы вызвать ненависть, которая помогает мотивировать солдат убивать врага.

Но когда мы унижаем наших врагов, мы обезличивают себя. У христиан есть особая причина, чтобы отвергать этот аспект войны в словах Иисуса: “Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас” (Матфея 5:43-48, Луки 6:27-28). Христиане могут расходиться во мнениях о правильности или неправильности самой войны, но Иисус призывает их любить и молиться за всех людей, даже за тех, кого они считают противниками.

 

Что выбрать: пацифизм или защита?

Пацифизм

Учитывая ужасы войны, почему бы нам просто не отказаться от нее? Есть много тех, кто это делает—пацифизм имеет долгую историю. Древнегреческая пьеса «Лисистрата», впервые исполненная в 411 г. до н. э., была протестом против Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.). В истории Соединенных Штатов было большое противодействие войне во Вьетнаме и продолжается противодействие ядерному оружию. Возможно, самым известным пацифистом последнего времени был Махатма Ганди (1869-1948 гг. н. э.), которому многие приписывают обретение Индией независимости от Великобритании путем мирного протеста, без долгой и кровавой революционной войны.

«В этом деле я даже готов умереть. Но, друзья мои, нет причины, ради которой я готов убивать.” –Махатма Ганди, 1925

В христианстве есть история в Библии о том, как близкий друг Иисуса Петр обнажил меч, чтобы защитить Иисуса, когда его несправедливо арестовали. На что Иисус сказал Петру убрать свой меч (см. От Матфея 26: 47-52). Из этой истории отец ранней Церкви Тертуллиан (160-220 гг. н. э.) заключил: “Иисус, обезоружив Петра, разоружил каждого солдата”. Некоторые христиане сегодня согласны с Тертуллианом: они выступают против войны и отказываются воевать в любой войне или даже вступать в армию. Они особенно помнят предупреждение Иисуса: «живущие мечом умрут от меча» (Матфея 26: 52). Многие активно работают над развитием межэтнического и национального участия в целях мирного урегулирования напряженных ситуаций, которые могут перерасти в открытый конфликт.

 

Защита

С другой стороны, на протяжении всей истории было много людей, в том числе много христиан, которые верили, что в мире, который сломлен и наполнен злом, иногда необходимо идти на войну, чтобы защищать и служить другим людям. Как мы можем просто стоять в стороне и позволять нашим соседям подвергаться насилию или погибать на войне?

Подумайте о Второй мировой войне. Правильно ли было бы для Франции просто позволить Германии вторгнуться в Польшу и Бельгию, не придя им на помощь? Или если бы США не отреагировали, когда Япония разбомбила Перл-Харбор 7 декабря 1941 года? Как бы выглядел мир сегодня, если бы никто не выступал против Гитлера в Европе?

Многие в мире считают, что война неизбежна, или, сказав по-другому, это «необходимое зло». Христиане, придерживающиеся этой точки зрения, помнят призыв Иисуса “любить ближнего, как самого себя” (Марка 12:31), и верят, что иногда самое любящее, что можно сделать — это вести войну ради защиты слабых или невинных людей.

Ограниченная война как последнее средство.

Для тех, кто считает, что война иногда неизбежна, возникает вопрос: какие войны оправданы? Если мы взглянем на историю, мы увидим множество войн, которые велись по ужасным причинам: эго правителя, гордость или ревность; желание больше Земли или природных ресурсов; или—что хуже всего—ненависть к группе людей и стремление устранить их с лица земли. По сей день многие у власти все еще рассматривают войну как «инструмент», позволяющий странам получить то, что они хотят (сирийский конфликт является примером этого). Должны ли мы идти на войну только потому, что так говорит президент или верховный лидер?

Даже для христиан, которые не являются пацифистами, которые считают, что война иногда неизбежна, приказ лидера не оправдывает конфликт автоматически. Чтобы избежать участия в несправедливых или просто глупых войнах, исторические христианские лидеры разработали руководящие принципы, определяющие виды войн, которые они понимали как морально приемлемые. Августин Гиппонский (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считаются авторами за формулировку критериев справедливой войны. Вот основные принципы:

Резюме критериев справедливой войны:

  • Последнее средство и справедливая причина: прежде чем вступить в вооруженный конфликт, необходимо исчерпать все возможные средства мирного урегулирования конфликта. Война должна вестись только в ответ на конкретный, серьезный и долговременный ущерб, причиненный агрессором.
  • Правильное намерение: мотивом для вступления в войну должно быть продвижение добра и / или предотвращение зла. Месть, восстание, империализм, возмездие, жажда крови, господство и эксплуатация не являются приемлемыми оправданиями для войны.
  • Цель мира: конечной целью войны должно быть установление мира. Конфликт не должен порождать больше зла, чем зло, которое необходимо ликвидировать, и насилие должно быть сведено к минимуму.
  • Шанс на успех: должна быть серьезная перспектива успеха; военные действия без надежды на победу не оправданы (нам не нужно становиться военными мучениками).
  • Дискриминация: мирные жители не должны быть специально поставлены под угрозу, а к заключенным надо относиться с уважением.

За последние несколько столетий традиция справедливой войны приобрела большое влияние. Например, во многих войнах страны и правители практически не беспокоились о том, были ли «не военные лица» убиты в ходе боевых действий, как например, о поджогах гражданских населенных пунктов во время Второй мировой войны. Но сегодня различие между мирными жителями и активными боевиками очень сильно вошло в общественное сознание. Многие страны стараются не ранить и не убивать гражданских лиц на войне, и когда это происходит, это вызывает большой общественный резонанс.

Как мог бы выглядеть мир, если бы все вышеупомянутые критерии справедливой войны честно и равномерно применялись всеми странами мира? Война стала бы очень редкой и локальной. Войны действительно стали бы последним средством, а не инструментом для достижения странами своих целей или для того, чтобы правители реализовывали свои амбиции. Это цель, за которую мы все можем бороться.

Конец войны

 Помните статую перед зданием Организации Объединенных Наций? Идея об «переделке мечей в орала» исходит от пророка Исайи в Библии. Вот, как это звучит в оригинале:

“…И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои-на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать” (Исаия 2:4).

Христиане верят, что это пророчество исполнится, когда Иисус Христос вернется в конце времен; этот день также ознаменует конец всей войны.

Вот что мы могли бы делать сейчас, внося свой вклад в прекращении войны и военных действий:

  • Молитесь о мире, о мужром управлении во всем мире, о людях и нациях, которых мы считаем своими врагами.
  • Будьте в курсе географии, глобальных проблем, насилия и политики, чтобы мы могли внести продуктивный вклад в дискуссии, связанные с войной.
  • Работа по разрешению споров до того, как они перерастут в войну.
  • Взаимодействуйте друг с другом в культурной, этнической и национальной сферах.
  • Подвергайте каждый конфликт, акт войны или применение насилия глубокому изучению. Этот конфликт справедлив или несправедлив? Действительно ли были выполнены требования критериев справедливой войны? Поскольку войны не всегда справедливы, и люди совершают ошибки, мы должны быть готовы отказаться от участия в несправедливых войнах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *